Сложно найти человека, который не слышал об академике Норбекове.
Он уже три десятилетия собирает полные залы, на его семинарах негде яблоку упасть. Что делают люди на этих занятиях? Да, что только не делают: держат осанку, занимаются суставной гимнастикой, учатся зарабатывать миллионы, восстанавливают здоровье, развивают интуицию, но по большей части смеются. Это «ноу-хау» весёлого академика, который считает, что без улыбки невозможно быть успешным и полным сил. И даже названия его книг говорят сами за себя: «Опыт дурака, или Ключ к прозрению», «Где зимует кузькина мать, или Как достать халявный миллион решений», «Успех на вашу голову и как его избежать» и другие. С 1998 года в Москве работает центр, в котором ведутся оздоровительные занятия по системе Норбекова. Центр имеет представительства в 28 странах мира: России, СНГ, странах Балтии, Европе, Северной Америке, Израиле. На данный момент занятия прошли около трёх миллионов человек. У каждого были свои задачи и истории. Многие приходят на курсы в очках, а уходят без них. Другим система помогает лучше разобраться в себе, найти свой исключительный «путь сердца» или осмелиться открыть своё дело. Как шутят преподаватели центра: «здоровье – это побочный эффект». Они не занимаются исключительно вопросами физического тела или взаимоотношений, – у них всё комплексно, они скорее помогают «человеку засиять».
– Мирзакарим Санакулович, ваши книги, публичные выступления и курсы сильно повлияли на без преувеличения миллионы и миллионы людей. Помощью вашей методики люди выздоравливают, обретают себя в бизнесе, творчестве. Могли бы вы рассказать немного о становлении системы? Как долго она создавалась? Как развивалась? Откуда вы черпали все эти знания, которые свели воедино в системе имени Норбекова?
– Самый занудный человек тот, кто занимается преподаванием (М.С. смеётся). Я зануда, это у меня профессиональная болезнь. Ведь на любой вопрос преподаватели отвечают обширно и исчерпывающе. Вы задали вопрос, который охватывает тридцать лет жизни. Как мне ответить на него в двух словах? Давайте, я подойду издалека. Недавно мы ехали в машине, и заиграла очень старая запись. Я говорю своему напарнику: «Эта музыка вылечила очень многих людей». Он спрашивает: «Как»? А я говорю, что упражнение «Октава» я составил по этим звукам. Эту музыку шлифовали поколениями, в ней есть чаяния и труд сотней людей, которые в экстазе и так совершенную музыку делали ещё чуточку лучше и гениальнее.
Система создавалась с помощью наблюдения, я анализировал то, что видел: людей, их болезни, проблемы, взаимоотношения, – весь окружающий мир.
– Вы создали такую многомерную систему только на основе своих наблюдений за миром?
– Знания, книги, хранилище Института востоковедения, современные открытия в науке, наконец, опыт,– всё это было сведено воедино в методике. В СССР на медицинских факультетах изучали в течение шести лет анатомию, физиологию, фармацевтику, – крутились вокруг физического тела, а саму суть человека не исследовали. Психологию вели лишь факультативно. Сейчас современная медицина доказала, что 90 % заболеваний имеет психосоматическую основу. Теперь уже и медики говорят, что болезнь идёт от «психо», от души, а на изучение самой психологии отводили необязательные семинары.
В трудах Авиценны говорится: «Нас трое: ты, я и болезнь. Какую сторону возьмёшь, та сторона победит». Если вы возьмёте сторону болезни, неверия, вас не вылечит сам Авиценна. Когда больной приходит к врачу, специалист не избавляет пациента от его сомнений, неудач. Люди, проходящие оздоровительные курсы у нас, обязательно настраиваются на успех, они меняют свои идеи, парадигмы, которые стали источником заболевания. Избавляются от эмоций, которые привели к недугу, даже меняют характер. Мы учим человека вставать на сторону здоровья – это и есть то звено, которого не хватает современной медицине.
– Многие воспринимают изменения, которые с ними происходят на ваших курсах, как чудо. Как вы к этому относитесь?
– Никакого чуда нет. Панацеи от всех заболеваний тоже не существует. Мы учим человека делать то, что он уже итак знает. Мы учим его любить себя, сначала он заставляет искусственно уважать самого себя, потом приходит настоящее самоуважение. Мы не говорим ничего нового: «Возлюби ближнего, как самого себя». Как самого СЕБЯ. Мы не создали ничего чудесного, лишь использовали опыт человечества за много тысячелетий. Мы разработали упражнения, которые повышают чувствительность в больном органе, улучшают обмен веществ. Это чистая лаборатория, наука и ничего чудесного.
– Думаете ли вы, что ваша методика применима только к восточной, и российской как её части, ментальности? Или она носит универсальный характер?
– У всех людей одни и те же проблемы, какой бы национальности ни был каждый. И у европейца и у восточного человека уши находятся в одном месте, и суть у всех людей одна.
– Понятно, что «чудес» было слишком много, но могли бы вы рассказать о том случае, который тронул вас больше всего?
– Каждое выздоровление – это уже закономерность. Сейчас я уже как водитель маршрутного транспорта: человек заходит в салон, выздоравливает и выходит. И только первые поездки были для меня чудом.
– Известно, что люди стремятся попасть на курсы, которые ведёт именно академик Норбеков. Они считают, что если вы создали эту систему, которая эффективно работает уже больше двух десятилетий, то именно у вас на курсах результат будет достигнут быстрее. Так ли это? Есть ли у вас ученики, которые как преподаватели системы стоят с вами на одном уровне или, может быть, даже превзошли вас?
– Человеку свойственно навешивать крылья, нимбы, рога и копыта. Рядом со мной есть преподаватели, мои соратники, которые намного терпеливее, чем я, сильнее меня в области оздоровления. Некоторые преподаватели со мной не десять, не двадцать, а тридцать лет, – как они могут быть хуже? Я многим преподавателям в лицо говорю: «Ты мой наставник по воле, по духу, я восхищаюсь тобой и хочу быть похожим на тебя».
– Знаете ли вы ответ на вопрос о смысле жизни? У каждого он свой?
– Ну, и вопрос…(М.С. смеётся). Раньше у меня был смысл жизни – научиться драться. Потом другой смысл жизни появился, третий, десятый и так далее. На каждом этапе – свой. Сейчас для меня смысл жизни это мои дети.
– Ваши книги написаны, как вы сами говорите, «языком сапожника», при этом многие из них стали бестселлерами. Чем вы это объясняете? Люди любят изложение в шутливой манере? Что вы отвечаете критикам вашего стиля?
– Монографии учёных, кроме самих учёных, никто не читает. Один дурак другого тупицу не будет читать. Литературным языком мы тоже не разговариваем. Попробуйте разговаривать литературным языком, вас тут же спросят, из какой психиатрической больницы вы сбежали. Если бы я написал книгу литературным языком, только 10-15 % поняли бы, о чём речь, и дочитали, все остальные 90 % пролистали бы несколько страниц и выбросили книгу. А вот язык «иди-на– хрена» понимают все. В жизни же у меня чувство юмора напрочь отсутствует.
– Недавно появилось 2-е издание, дополненное и переработанное, «Секреты здоровья и молодости, или Как заразиться любовью к себе», известно, что готовится к выпуску сборник «Большая книга…», в который войдут ваши избранные произведения. Но когда же мы увидим вашу новую, столь долгожданную, книгу?
– Не сыпьте соль на рану. У меня уже 57 тысяч машинописных страниц, надиктованных мной. Раньше я себя обманывал, что материалов не достаточно, а сейчас пугаю себя тем, что их слишком много. Эти 57 тысяч страниц я должен собрать в три книги по 300 печатных страниц.
– О чём будут новые книги?
– Первые две книги будут касаться того, как найти свою вторую половинку, как понять, что человек тебе подходит. Выскочить замуж легко. Один медовый месяц, а потом блевотина, извините за отсутствие культуры. Я пишу о том, как стать счастливым в браке. Третья книга о детях: как их воспитывать. Могу ещё дать совет для писателей. Вот вы как думаете, где живёт муза?
– В сердце, наверное?
Тут мы получаем совсем неожиданный ответ в свойственной одному Норбекову манере. Удержатся от смеха совершенно невозможно даже сейчас, вспоминая эти слова, но по этическим соображениям редакция не пропускает подобные выражения. Иными словами, Мирзакарим Санакулович довольно ярко дал понять, что муза и вдохновение больше поэтический образ, в то время как книга – результат кропотливой, напряжённой работы. Отсмеявшись, силимся перейти к заключительному вопросу.
– На пути у каждого человека, который посвящает себя масштабным проектам, бывают и победы и падения. Могли бы вы рассказать о том, какие у вас были неудачи?
– Это целые джунгли неудач (смеётся). Все мои бедствия случались тогда, когда я слушал людей ушами и смотрел на них глазами. Когда меня вело сердце или интуиция, я всегда приходил к какому-то позитивному результату.