(Статья из этножурнала "Экспедиции в неизвестное. AUS (AustralAsia)", август-сентябрь, 2002, № 19.)
Заслышав имя Мирзакарима Норбекова, торговцы оптикой трепещут, как от явления призрака коммунизма. На его занятиях люди прозревают в прямом и переносном смысле, навсегда снимая с глаз очки-велосипед, а с душ — шоры. При этом никакой ловкости рук, рекламы или иного грубого вмешательства в организм. Норбеков стирает грани между лечением и учением, «принуждая к здоровью» заточенными парадоксами и суфийскими психотехниками. И делает это с эффективностью восточного деспота и великодушием дервиша.
Близоруких в любой редакции хватает. Прослышав о чудодее, мы отправились к нему с намерением присмотреться, пообщаться и, может быть, экспериментально подлечиться. И неожиданно попали на «бал духа», где радушие восточного приема сочеталось с необычайной энергией и остротой суждений хозяина. Даже его щеголеватая внешность и несколько корявый русский стали казаться частью скрытого смысла. Нам оставалось только включить диктофон и навострить уши...
Провокационный укол.
Оздоровление — лишь одно из направлений деятельности нашего Института человека. Уже четвертый год мы — признанные лидеры в этой области: у нас излечиваются до 95 процентов больных, мы беремся за 80 наиболее распространенных болезней — в том числе те, от которых отказалась европейская медицина. Но при этом проводим строгий отбор — не по тяжести заболеваний, а по степени моральной зрелости, требования к самим себе. Те, у кого тело, душа и дух разбрелись по разным направлениям и живут сами по себе, — не наши слушатели. Это пришедшие добавить в свой список очередного «козла в белом халате»; это камикадзе, гордящиеся своей болезнью; это и те, у кого единственная цель в жизни — выздороветь, но цель эта не достижима, потому что это лишит их смысла жизни.
Для начала мы учим наших преподавателей говорить больному все эти нелицеприятные вещи. Тем, кто считает, что это не гуманно, я отвечаю: я доктор различных западных наук, но всего лишь старшекурсник суфийской медицины, так меня учили. В России врачи умные, шесть лет изучают медицину, раньше половину из них — скелеты Маркса и Ленина; в Америке люди проще, они медицину изучают 12 лет; Восток — дело тупое: там этому отводят все сорок лет. Почему так долго? Потому что в суфийской традиции изучается не европейская симптоматическая медицина, где лечение такого рода: где болит, туда и прикладывать свои мазилки или лекарства — далее, как говорится, следите за рекламой. Просто так ничего не болит, даже коленка, — 90 процентов существующих артритов имеют инфекционное происхождение. Как бы я боль не убирал, сифилис остается — вот что такое современная медицина.
Суфийская медицина занимается нахождением причины болезни. В первый же день пациенты делятся на две категории: тех, у кого, условно говоря, зубы болят, и тех, у кого едва кариес наметился. Это разные категории больных и разные категории людей. Первые, которые себя и в ломаный грош не ценят, пришли затем, чтобы я убрал у них именно боль, а не болезнь. Моя задача — так их «отметелить», чтобы это побудило их уйти восвояси, проклиная всех и вся. Есть в медицине такая процедура — выявление скрытой инфекции. Я делаю провокационные уколы, и спящая инфекция — бамс! — выходит наружу. На следующий день остаются те, кто нужен — те, у которых живая душа, кто умеет видеть глазами сердца. Далее мы начинаем помогать им в том, чтобы они внутренне почувствовали и поверили в возможность стать хозяином самого себя. Человек берет под контроль какой-то больной участок тела и постепенно устанавливает над ним власть, убеждаясь, что он Личность, и так побеждает болезнь.
Канон Авиценны.
«Система Норбекова» — это придумали мои ученики и исцелившиеся. Я всегда говорю: «Нет такой системы». В Ташкенте в Институте востоковедения находятся оригиналы «Канонов врачебной науки» — рукописи Авиценны, перевод с арабского. Он и является одним из моих наставников. Множество томов составляют только одну книгу, а у него их более 200, всего же в институте 135 тысяч рукописей. И когда смотришь, кто и когда последний раз их читал, то это оказывается не ученый, а некий любопытствующий, лет 90 назад. Все эти знания невостребованные! А ведь все под этим звездным небом имеет свой ответ, свое решение. Дело лишь в кодировке, зашифрованной системе передачи знании. Первые 12 лет суфиев-медиков учат управлять собой, чувствительности, диагностике и тайнописи. В арабском, фарси и тюркских языках при помощи 3000 ключевых слов языка тайнописи можно расшифровать простой на первый взгляд текст. Ведь если внешняя форма книги будет излишне сложной, она может затеряться во времени и пространстве. Сохранить книгу до появления того, кто поймет, о чем в действительности она написана, помогает ее форма, подчеркивающая интересы простых людей. Омар Хайям жил во времена, когда только за запах спиртного могли запросто на кол посадить или четвертовать. Но он говорил о вине, о прелестях красавиц о том о чем обычно думает обычный человек. Великий Хайям так убедительно все объяснил, что любой алкаш и развратник поймет, как правильно он живет. На самом деле, если при помощи суфийской тайнописи перевести его четверостишия получится 200-300-страничный философский трактат, плюс жесткое, как инструкция, послание, как развивать свои способности тело, душу и т.п. Ибо суфийские мастера тренируют и развивают именно сверхпознание, сверхвосприятие, чтение и передачу мыслей, телепортацию и т.д. Суфизм — это не религия а, скорей, универсальное учение, имеющее три направления религиозное, литературно-научно-философское и практическое. Я отношусь именно к мирскому, нерелигиозному суфизму. К сожалению, в России сегодня нет суфийских мастеров — я только ученик. Мастера же, обычно преклонных лег, каждую пятницу собираются на молитву в одном из храмов Саудовской Аравии.
Зоны зла.
Существует две великие противоположности Восток и Запад. Но есть места, не подверженные влиянию ни того, ни другого. В понятии суфиев, в мегаполисах добро становится злом, а зло воспринимается как норма и признак добра. Где больше всего несчастных, недовольных, злых. Там, где человек чаще всего ценим по его материальному состоянию, а на алтарь возведено тело. Деньги есть везде и всюду как оболочка вещей. Но что для вас главное оболочка или суть, фантик или шоколад. Наружность дает престиж, и на Западе на первом месте находится фантик. Там, где меня воспитывали, на первом месте суть.
Сколько у вас детей? — Один, максимум два. То есть два человека сошлись, из двоих появился один — второго убили. Нарушена главная заповедь, всемирный закон даже в физике, когда сливаются два потока, должен возникнуть больший поток. Мегаполисы — великий уничтожитель человечества, огромный водоворот — человечество как бы проваливается в этом зыбучем песке, исчезает. Здесь человеческая энергия исчезает, погибает, уменьшается. Можно сказать, что человек подсознательно чувствует это зло и в первую очередь пытается защитить от него своих даже не родившихся детей. Но в действительности вы уменьшили свой род во имя каких-то благ. Я предпочел бы жить среди людей, которые созидают во имя жизни, а не во имя смерти. Но уже 10 лет живу в Москве — потому что влюбился в эти стены и людей. Это означает, что я потерян для своих наставников.
Запад есть Запад...
Почему закон природы решил устранить с лица земли носителей европейской культуры? - ведь численность европейских этносов ежегодно уменьшается в геометрической прогрессии. Россия каждый год уменьшается на миллион. Будущая земля отдается индусам и китайцам. Что бы мы ни говорили правда европейского мировоззрения проигнорирована матерью-природой и выброшена в мусорный ящик. Экономические, политические, погодные условия — это все извините чушь собачья . Европейцы — это вообще удивительный народ. У них я точно знаю есть опыт и совесть, но они слаборазличимы. Мне известно откуда происходит большинство современных психопрактик, какая традиция за ними и ради чего они используются. Как в свое время Месмер, находясь в Индии заимствовал тамошние учения о гипнозе, а Юнг создал целую европейскую школу, в которой гипноз поставлен вверх ногами. Большинство современных психопрактик — просто оторванный кусок от Храма Господня, образно говоря. Но из секты еще никогда глобальной религии не получалось. Вот из-за чего я и вынужден предпринять самый длинный путь из существующих на сегодняшний день в целительстве.
238 миллионеров.
В свое время я был очень обеспеченным человеком, по европейски говоря мультимиллионер. Сейчас тоже не бедный, хотя в бизнесе не разбираюсь абсолютно, а то чем занимаюсь — это моя зона любви, мое хобби. Но при этом у меня 238 выпускников, состояние которых превышает миллион долларов, порой весьма значительно — до 700-800 миллионов. Самоцелью подготовка богатых людей для меня не является. Можете считать это одним из аспектов излечения — ведь у нас человек должен доказать самому себе что он чего то стоит. Я говорю им «Мы с вами осваиваем здесь искусство и технику побеждать, творить добро, любить и быть любимым, познать в себе Бога» Я их обучаю не бизнесу — обучаю быть личностью, быть самим собой и быть выше всего этого, но без гордыни. Всего-навсего. Это их успех. А мой успех в том, чтобы восстановить стержень их личности. Я вижу их потенциал, чувствую его мгновенно.
Анархия - мать порядка.
Внутри самого большого порядка всегда есть хаос, а вокруг хаоса на чинает возникать порядок. И они перетекают друг в друга, это закон. Билл Гейтс говорил, что самая большая его трудность заключается в логическом объяснении своим сотрудникам чего он хочет. Это самый хаотичный человек из мне известных — не зря его выгнали со второго курса. Но иногда в моей практике появляются люди которые через несколько месяцев занятий пытаются все улучшить методом смешения разных систем. Берут самые вкусные деликатесы — гештальт-терапию, холотропное дыхание, рейки, НЛП, все сваливают в одну кучу — в итоге получается отрава.
Трудоемкая свобода.
Есть два пути в обретении духовности. Один — уйти в монастырь оставить поле брани. В человеческом понимании если человек бежит с поля боя его считают дезертиром. На людей которые принимают монашеский путь мы смотрим с печалью. Другой путь — путь свободы. Если все время человека занимает мысль о деньгах, то он их раб. Он должен либо полностью устранить из своей жизни это понятие, либо у него должно быть столько денег, чтобы он мог о них не думать. Какой путь лучше? Мне кажется второй. Он более трудный, но свобода — самое трудоемкое состояние души. О какой духовности может идти речь, если человек голоден? Не духовность имеет значение, имеет значение жизнь. Значит любая духовность, которая пасует и идет против жизни через истязание тела — это слабость, легкий в своей простоте путь. У суфиев есть такое понятие «Через твою душу Господь смотрит в мир, через твой разум -дьявол». Логика — это территория дьявола — где есть разум обычно нет души. Вместо нее идет калькуляция, сколько с этого человека поступит прибыли, какая мне будет выгода, кому и как я должен за это угодить. Это есть предательство, неискренность, зло.
Интуиция.
Статистика показывает, что большинство людей сами являются творцами своего несчастья. В буквальном смысле. Ставим условный эксперимент: вот в эту дверь ни в коем случае нельзя заходить, тут же голову отрубят. И что вы думаете? 80 процентов людей прямиком идут в эту дверь. Это по своему великий талант — уметь из десятка предлагаемых решений сразу выбрать единственно неправильное. Дело в том, что интуиция у среднестатистического человека работает лишь несколько секунд. Если же доминирует логика, первая информация чаще всего бывает ложной. Почему? Гипертрофированная логика всегда вытесняет интуицию, своего антагониста. Это удивительный феномен выбора самого ложного, самого ненужного пути. Но это не значит, что нужно вовсе перестать думать. Логика не игнорируется суфиями: просто логика — это одно крыло, интуиция — второе. Европейцы развивают одно крыло и потом удивляются, почему кружатся на одном месте. Идущий же вперед человек направляется в сторону неизвестности, он созидает новое. Старые мысли и их комбинации могут помочь в решении простейших задач, а для глобальной задачи требуются новые.
Мужщина и женщина.
Мужчина чаще всего достигает чего-то в жизни за счет бесконечного упорства Женщины — путем интуиции. По оценке специалистов, мужская интуиция соотносится с женской примерно, как один к трем. Зато соотношение логики обратное — два к одному. Конфликт между ними происходит именно по логике. Логически мужчина объясняет и понимает за раз, а женщине надо объяснять в пять раз больше… и плюс трехкратно повторить, учитывая, что она женщина. Конечно, есть и женщины-логики, как исключение. Но женщина, думающая и действующая, как мужчина, — печальное зрелище Она опустилась до уровня мужчины. Представьте, что вы утром проснулись в теле противоположного пола. Как вы себя будете чувствовать? Первая реакция у большинства: где веревка, чтобы повеситься. Мне доводилось долго следить за людьми, перепутавшими свой пол. Мое предварительное мнение — это форма вялотекущей шизофрении. И прогноз тут неутешительный - у многих со временем появляются голосовые, слуховые и зрительные галлюцинации, некоторые со временем стали фатально душевнобольными.
Отличники и хулиганы.
Энцефалограмма мозга зрячего человека отличается от энцефалограммы слепого, глухого — от слышащего. В мозгу человека находится шишковидная железа. Если ее просканировать, то у всех детей старше двух лет мы увидим сигнал. Но особенно яркий он всего у 15-30 процентов детей, которые являются возмутителями спокойствия школы, хулиганьем и неофициальными лидерами. Берем отличников — величайших исполнителей чужой воли. И оказывается, эти отличники по сути являются "инвалидами", шишковидная железа не дает сигнала нужной интенсивности. Эти дети изначально подготовлены к манипулированию готовой информацией. И вот эти пятерочники после школы, а затем вуза куда-то исчезают: редко чего-то достигают в жизни, работают где-то прекрасными исполнителями, таская, как верблюд на спине, огромные грузы чужих знаний. А вот те лидеры, у которых шишковидная железа нормально работает, — преуспевающие бизнесмены, ученые, артисты. Когда мы видим столь прямую связь между достижением жизненного успеха и активностью творческих зон мозга, мы находим пути реабилитации этих несчастных.
Причина гениальности.
Меня не интересует, что думали современники Льва Толстого, меня интересует сам Лев Толстой, потому что моя задача — узнать, в чем причина гениальности. Оказывается, из гениев получается серость в результате… чрезмерного воспитания. Мы всячески поощряем детей, чтобы они стали исполнителями воли своих родителей, педагогов, начальников... фактически поощряем рабское мышление.
А педагог кто? Тот же бывший пятерочник, который готовит себе подобных. И такие педагоги забраковывают гениев, потому что те ни под какие их рамки не подпадают. Менделеев — двойка по химии, Эйнштейн — выгнан из школы, Достоевский — ненормальный, Лев Толстой — изгой. Гении не всегда становятся гениями, многие уходят на «дно». Вопрос: сделать нашего ребенка одним из «нормальных», которых после их смерти никто не вспомнит, или готовить «ненормального», способного перевернуть мир своими идеями?
Опыт прошедших дорог.
Люди делятся на две группы. Одни записную книжку наготове держат, записывают после одного населенного пункта следующий. Другие просто идут с листочком, где примерно нарисован маршрут, — опыт прошедших лет. Подавляющее же большинство бредет, неся на спине метр асфальта. Опыт надо нести с собой, но не надо нести с собой сам путь. С каждым шагом эта ноша будет все тяжелей, через какое-то время даже камешек с нее будет бременем. С этого момента у человека появляется форма защиты в виде «я это знак», «у меня есть мнение», «я тертый калач». Вы уже разговариваете с человеком, лишенным способности воспринять новое.
Ученики.
Когда я узнал, сколько в мире существует мастеров-суфиев, у меня вырвался внутренний вопль «Почему если они имеют такие возможности (а я реально их видел) существуют войны?! Почему существует голод и несправедливость?!» У меня возникло огромное количество «почему». После этого был возглас «Сволочи! Имея такую возможность улучшить мир, вы живете ради себя!» В ответ тогда я получил: «Со временем поймешь. Когда сам получишь, сам будешь решать, отдать или нет». Сегодня я могу сказать лишь о том, какими путями они достигают своих способностей. Прежде чем учиться у наставника, нужно три года учиться тому, как надо учиться. Логическая форма мышления — это самый примитивный, самый легкий и самый длинный путь. Форму мышления суфиев можно сравнить с полетом на самолете, логически мыслящий человек — это улитка. Ему жизни может не хватить на получение одного-единственного ответа.
Одна из суфийских практик по развитию интуиции выглядит так: в течение трех дней ученики стоя проводят строго определенные движения, произносят определенные формулировки, строго сохраняя определенные состояния. Все направлено на единственную задачу — достижение измененного состояния сознания. Без единой минуты остановки, трое суток подряд. Это как бы подготовительное упражнение, для начинающих. Потом следует 5-суточный марафон, потом 7-суточный, затем 40-суточный. Сорок суток без остановки, круглосуточно. Наставник рядом находится лишь для того, чтобы человек не сошел с ума. Если пройти марафон не удается с первого раза через определенное время попытка повторяется. У практикующего происходит мобилизация, подключение спящей части мозга — ведь у среднего человека работает всего около 5-6% мозга.Так суфии достигают нелогичности мышления, интуитивных сверхмогущественных озарений.
Наставники и родители.
Наставник — главный человек для каждого из нас, и, в первую очередь, это родители Под наставником на Востоке подразумевается не учитель — наставников у человека может быть один или два за всю жизнь. Я привык относиться к своим наставникам, как к самому Богу А в Европе они воспринимаются, как источник для реализации своих задач. Наставничество-ученичество, в моем понимании, здесь вообще отсутствует, эта традиция уничтожена В этом, может быть, еще одна причина, почему европейцы вымирают. Другая причина — создание таких условий, что дети смотрят на родителей, как на приложение к своей жизни, страховой полис и источник реализации своих желаний. Взращивание только одного ребенка приодит именно к таким результатам, и в этом вновь нарушается закон природы. Ребенок должен с самого раннего возраста жить, зарабатывая на хлеб насущный, должен знать, сколько стоит копейка и жизнь — чтобы научиться ценить и то, и другое Бывает, он уже стал самцом, уже к самочкам бегает, а его по-прежнему кормят из своих кошельков. Захочет ли этот ребенок потом жить ради своих детей? Человек становится эгоистом. Откуда у меня такое мнение? Потому что e меня восемь усыновленных детей и своих тоже достаточно! Считать их не хочу, чтобы не сглазить.
Записал в меру понимания
Владимир Задера.